«В рабстве спасённое сердце свободное…»

В 1863 году Николай Алексеевич Некрасов приступил к созданию поэмы «Кому на Руси жить хорошо», но закончить её ему не удалось, потому что в 1877 году он умер. Некоторые части поэмы сохранились лишь в набросках, некоторые – не позволила напечатать цензура. Поэтому  до сих пор не известно даже   точное расположение её глав.  Но даже в таком незаконченном виде эта поэма является величайшим произведением русской литературы «для народа и о народе». В поэме подробно показана огромная галерея ярких образов крестьян, помещиков, священнослужителей и других людей. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» показывает, какой неизгладимый отпечаток на сознание народа наложила вековая крепостная зависимость: очень многие из крестьян смирились с рабством, и не представляют себе другой жизни, кроме как «под рылом у помещика». Но есть люди, которые не хотят подчиняться помещикам и всячески борются за свободу,  люди, чей дух не сломлен,  чьё  сердце свободно и в рабстве.

Таков, например, Савелий – богатырь святорусский. Он и в столетнем возрасте, уже согнувшийся, похожий на очеп, всё-таки могуч:

 

С большущей сивой гривою

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал…

 

За то, что Савелий живьём закопал управляющего Фогля, он провёл  двадцать лет на каторге и ещё двадцать на поселении, но со своей судьбой не смирился. Он видит страдания русского народа, видит в нём огромную силу, но и видит, что эта сила уходит на вековое терпение ига:

 

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

 

 

Когда Савелий умер, его бунтарский дух остался жить в сердце Матрёны Тимофеевны, жены его внука. Это видно по тому, как она рассказывает странникам о нём, видно, что она понимает его, сочувствует ему. Матрёне и самой пришлось пройти через очень многие жизненные испытания, даже через смерть малолетнего сына. В ней накопилось столько гнева, что она готова дойти за правдой до царя. Она обращалась к губернатору  с жалобой на старосту, не склоняя головы перед теми начальниками, «пред которыми крестьяне надрожалися». Несчастная Матрёна говорит от лица всего народа:

 

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее – нет креста!

 

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показывает и других народных заступников, выходцев из крестьянской среды. Поэт, например, рассказывает о том, как попал в острог Ермил Гирин, который «строгой правдою, умом и добротой» получил народное уважение. Усмирители бунта «Испуганной губернии, уезда Недыханьева деревни Столбняки», зная, что народ послушает Ермила, позвали его на помощь, но тот, наоборот, призвал крестьян к неповиновению.

И, наконец, в последней главе поэмы мы узнаём о Грише Добросклонове, сыне батрачки и полунищего дьяка. Если бы не помощь соседей, то Гриша и его брат Савва «младенцами давно в земле истлели бы». Поэтому, наверное,  Гриша и выбрал себе  жизненное призванье народного заступника. Некрасов не описывает взрослую жизнь Гриши Добросклонова, но даёт понять, что он будет до конца жизни настоящим борцом за народное счатье и свободу:

 

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слилась, -- и лет пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою

И за кого умрёт.

 


Связаться со мной можно по e-mail: ananiew@mail.ru, по телефону (0752) 51-2-80, почтой по адресу: Тамбовская область Сосновский район село Подлесное ул. Набережная д. №3


 

 

Hosted by uCoz